Правильное
произношение звуков невозможно без полноценного восприятия фонем (звуков, из
которых состоит наша речь). Умение сосредоточится на звуке –это очень важная
особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также
важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы. Это умение
называется фонематическим слухом. Особенно
необходимо развивать слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми
проблемами. Поэтому, работа по коррекции (исправлении) звукопроизношения идет
параллельно с развитием слухового внимания, слуховой памяти, что позволяет
добиться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического
восприятия.
Не сформировавшееся произношение
звуков и недостаточное их различение
ведет к затруднениям в обучении грамоте ребенка. В последствие недостаточно
развитый речевой слух ведет к нарушению речевой речи.
Следовательно, фонематический слух
необходимо развивать не только для правильного произношения, но и для грамотной
устной и письменной речи.
Цель наших занятий –
научить ребенка слушать и слышать.
Вашему вниманию предлагаются игры для
развития слухового внимания, цель которых развитие слухового внимания (
концентрации, устойчивости, переключения).
Игра «Подскажи словечко».
Ход: взрослый
предлагает ребенку послушать интересные загадки-кладки: «Я не буду договаривать
одно слово, а ты догадайся какое»
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих,
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть
Подскажи словечко. Е. Серова
Затем,
взрослый читает стихотворение, а ребенок подсказывает последнее слово:
Наша Таня
громко плачет: уронила в речку … (мячик)
Зайку бросила
хозяйка – под дождем остался …(зайка)
Уронили мишку
на пол, оторвали мишке … (лапу)
Я люблю свою
лошадку, причешу ей шерстку …(гладко)
После этого
взрослый предлагает ребенку назвать какое-нибудь слово. Если малыш
затрудняется, он сам произносит четко и внятно несколько слов: «Я вспомнила такие
слова: мама, кукла, стол, улица. А ты
что-нибудь вспомнил?» Ребенок произносит слова. Затем взрослый и малыш
повторяют все слова, которые они называли.
Или взрослый называет ряд слов, а ребенок должен
хлопнуть, если услышит в слове определенный звук.
Подготовила
Дубняк Л. Г.
Консультация для родителей:
«Возрастные особенности
детей 3-4 лет».
Возраст
3-4 года очень важный рубеж в жизни ребёнка. Он поднимается на новую ступень
своего развития - переход от раннего детства к дошкольному. Уже можно
задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того,
чтобы он вырос честным, умным и счастливым.
Именно
в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки
физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы ваш малыш
вырос здоровым и успешным необходимо умелое руководство со стороны взрослых.
В
возрасте 3 - 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного воспитания.
Взрослый становится для него носителем определённой общественной функции.
Ребёнок хочет выполнять такую же функцию, как и взрослые, но возможности еще не
так велики. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая является
ведущим видом деятельности в этом возрасте. Дети совершают действия с игрушками
и предметами -заместителями, ограничиваются игрой с простыми ролями. Игры с
правилами только начинают формироваться.
Взаимоотношения
детей ярко проявляются в играх. Они скорее играют рядом, чем активно вступают
во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые
избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно
по поводу игрушек.
Управлять
своим поведением ребёнок ещё не может, начинает развиваться самооценка, при
этом дети ориентируются на мнение взрослого. Продолжает развиваться их
гендерная принадлежность (я мальчик – я девочка), что проявляется в характере
выбираемых игрушек и сюжетов.
Рисунки
детей зависят от их представлений о предмете. Образы еще бедны, отсутствуют
детали, но ребята уже могут использовать цвет. Под руководством взрослого, дети
способны вылепить простые фигуры. Лепка играет огромную роль в развитии мелкой
моторики.
Аппликация
оказывает положительное влияние на развитие восприятия, простейшие её виды
доступны детям. Конструируют они в основном по образцу, и только несложные
постройки. Дети учатся ориентироваться в пространстве. У них развивается
внимание и память, они способны запомнить отрывки из любимых произведений.
В
младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно
наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве
заместителей других.
Возраст
3-4 года – это сенситивный период для развития всех психических процессов:
восприятия, памяти, мышления, речи, внимания. В этот период у ребенка
появляется активное стремление к самостоятельности и независимости от
взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляются устойчивое
желание самоутвердиться. Самостоятельность - это ценное качество, одна из
важнейших черт личности необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо
с раннего детства. С появлением тенденции действовать по принципу «я сам» при
правильном воспитании,
заметно
меняет отношение ребенка к людям; у него начинают устанавливаться с окружающими
гуманные отношения, поскольку малыш способен уже выполнить поручение взрослого,
помочь сверстнику.
Здесь
очень важно не упустить момент. Когда ребенок начинает говорить «Я сам»
необходимо не выполнять какие-то действия за него («Я это сделаю лучше», «У
меня получится быстрее»), а поддерживать, побуждать его к самостоятельной
деятельности. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой
вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают
надеяться на других, что приводит к существенным осложнениям в отношениях
ребёнка и взрослого.
Подавление
детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние и на
развитие личности ребёнка в целом. Конечно, малыш не сразу приобретает
необходимые навыки, ему требуется наша помощь. И только совместно мы можем
привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия. Например:
приспособить вешалку по росту ребенка, повесить полотенце непосредственно для
ребенка, выделить полку в шкафу для его вещей и т.д.
В
возрасте 3-4 лет умение планировать свою деятельность проявляется лишь в виде
элементов: из игрового материала ребенок выбирает 2-3 предмета, нужных для
начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему
нравится, не думая о взаимодействии с партнером.
Развиваются
память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6
названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны
запомнить значительные отрывки из любимых произведений. К концу младшего
дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7
и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться
в пространстве группы детского сада, а при определенной организации
образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Постепенно
происходят изменения и во взаимоотношениях между детьми, с переходом от
одиночных игр и игр «рядом» к формам совместной деятельности.
Консультация для родителей: «Игры детей 3-4х лет дома».
Возраст
3-х – 4-х лет – это возраст познания, когда у ребенка вырабатывается
своеобразное собственное логическое мышление, которое необходимо поддерживать и
развивать. Предлагаем несколько игр на развитие логики.
«Собрать
правильно»
Это очень простая игра, которая у взрослого не отнимет много времени, так как ее можно проводить параллельно с работой на кухне. Достаньте и поставьте на детский низкий стол или на пол кастрюли и положите рядом с ними вперемежку крышки. Попросите ребенка подобрать к каждой кастрюльке свою собственную крышку, чтобы она подошла по размеру и цвету. Можно кроме кастрюль поставить небьющиеся пластиковые или металлические банки, и тогда игра удлинится.
«Игра
с воздушными шариками».
Покажите
ребенку, что, если надуть шарик, и его не завязать, то он выпустит весь воздух
и сдуется. Спросите у малыша, как он думает, почему это произошло. Если он
выдвигает какие-то версии, внимательно выслушайте его и поправьте, если он не
прав, и постарайтесь похвалить, если в его рассуждениях есть определенная
логика (пусть даже и неверная). Расскажите истинную причину (доступную детскому
пониманию), почему шарик сдувается, и почему его нужно завязать ниткой, чтобы
надутый воздух остался внутри. Чтобы закрепить знания, нарисуйте на бумаге
шарики, вместе с ребенком изобразите, как выходит воздух из не завязанного
шарика – в виде тонких штрихов, клубочков и т.п. Подрисуйте к нарисованным
шарикам ниточки. А потом можно поиграть с настоящим шариком, показывая, какой он
легкий, и как красиво летает.
«Обрисовка
контура».
Нарисуйте
на листе контуры листьев разных деревьев и попросите малыша указать контур,
который принадлежит определенному листку. Для этого возьмите несколько листков
с разных деревьев, как с характерным профилем – дуб, рябина, так и со схожими
листками – липа, береза и т.д., положите их рядом с нарисованными контурами.
Если ребенок затрудняется выбрать, подскажите ему, как можно точно подобрать –
приложить листик к нарисованному контуру и посмотреть, совпадают ли все линии.
Потом можно порисовать листья от руки, глядя на них, или обвести их контуры. Потом
можно обвести контур руки ребенка, контур карандаша, чашки, других фигурных
предметов
«Подбери
подходящую вещь».
В
эту игру можно играть дома, она не отнимет время у взрослого, зато даст
возможность ребенку научиться сопоставлять предметы и требования к ним.
Например, попросите малыша найти среди кастрюль на кухне такую, которая была бы
больше какого-то предмета (покажите этот предмет), но меньше другого предмета
(покажите этот предмет). Задайте дополнительные условия: например, чтобы эта
кастрюля не имела зеленых рисунков, но имела красные. Это задание может
касаться чашек, различных банок или других предметов, - тут главное, чтобы были
похожие вещи, но отличающиеся тем или иным свойством – размером, цветом, формой
и т.п. Можно попросить по такому же принципу подобрать книгу на полке – чтобы
она была меньше такой-то книги, но больше такой-то, тоньше этого размера, но
толще вот этого, чтобы на обложке были нарисованы звери, но не было людей и так
далее.
Сколько
по сколько.
Задайте
ребенку задачу – как разделить на всех членов семьи имеющиеся фрукты или
конфеты. Если в семье много людей, или должны прийти гости, можно расставить
стулья по количеству гостей и сказать: тут будет сидеть тот-то, тут – тот-то.
Предложите отложить в тарелку столько конфет или других угощений, сколько будет
гостей. Когда ребенок будет откладывать угощение на тарелку, предложите ему
называть по имени каждого гостя, а сами добавляйте цифры по порядку: бабушка –
один, папа – два, дедушка - три, сестренка – четыре, братик - пять и так далее.
Не страшно, если число гостей будет больше десяти, цифры называть можно, тем
более, что их можно часто повторять и по другому поводу – например, считать
кошек во дворе или голубей на крыше.
Спросите,
как думает малыш, как распределить между всеми одну луковицу или одну морковку,
похвалите за остроумный ответ, а если малыш затруднится ответить, подскажите
ему сами и посмейтесь вместе с ним.
«Овощная
геометрия».
Понаблюдайте
вместе с ребенком за формой овощей и фруктов, а также разных продуктов:
например, арбуз, дыня похожи на шар, морковка на конус, буханка хлеба похожа на
призму, баклажан – на большую каплю, кабачок напоминает цилиндр. Покажите
ребенку срез каждого продукта и объясните, что в срезе шара будет круг, в срезе
призмы – прямоугольник или квадрат, срез кабачка тоже даст круг, так же как и
срез морковки. Пусть он попробует с
зарытыми глазами на ощупь определить, какой продукт он держит.
Покажите
также продольный разрез продукта, укажите, что срез поперек отличается от
продольного среза. Если ребенок попросит нарезать овощи под углом, покажите
ему, что будет в срезе в этом случае. Вкусные фрукты дайте ребенку съесть,
чтобы он получил удовольствие от занимательной «фруктометрии».
Интересно
будет ребенку составление из нарезанных или же целых овощей и фруктов каких-то
фигур. Например, пока вы нарезаете продукты, малышу можно предложить составит
из них домик – взять куски хлеба и сложить из них стены, а сверху их накрыть
корочкой от арбуза. Из начищенной картошки и луковицы он может сделать
«снеговиков». Скреплять между собой фигурки можно при помощи зубочисток.
Предложите ребенку нарезать формочками фигурки, которые потом будут запечены
или пожарены. Можно также поставить нарезанные кусочки овощей таким образом,
чтобы создать «эффект домино».
Сок от почищенной свеклы можно использовать как краску. Постелите чистый лист бумаги на кухонный стол, поставьте рядом с малышом мисочку со слившимся при очистке овоща соком, дайте ребенку также несколько нарезанных плоских кусочков, например, картофеля. Предложите малышу класть кусочки картофеля в сок, а потом прикладывать их к бумаге, чтобы получился отпечаток. Можно разрешить порисовать на бумаге пальчиком, который малыш будет окунать в сок. Конечно, нужно объяснить, что краска пачкает не только бумагу, но и одежду, и если малыш не хочет испортить ее, то руками, выпачканными в соке, стоит водить только по бумаге.
Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей 3-4 лет; движения их более совершенны, они способны уже к более продолжительному сосредоточению на какой-либо деятельности, к большему физическому и умственному напряжению, расширяются их знания об окружающем более сложные мотивы поведения. В то же время у детей пятого года жизни еще далеко несовершенны психические процессы. Им свойственны отвлекаемость, слабость воли, ситуативность поведения. Все эти особенности детей пятого года жизни надо учитывать, но опираться в воспитании следует на их возросшие возможности. Если ребенок правильно воспитывался в предыдущие годы, в 4 года он уже почти полностью самостоятелен в самообслуживании: самостоятельно умывается, одевается, убирает свою одежду, игрушки, у него уже есть опыт посильной помощи членам семьи, опыт выполнения разнообразных (полить комнатные растения, принести нужную вещь, поставить на стол хлеб, соль и т.д.) Однако эти навыки еще несовершенны. Необходимо контролировать детей: чисто ли вымыли руки, аккуратно ли оделись, причесались… К детям пятого года жизни родители начинают предъявлять более требования при уборке ими своих вещей после игр и занятий. Если раньше малыш делал это с помощью взрослых, то теперь он в подобных делах вполне самостоятелен. Стремление детей мастерить, конструировать, изготовлять игрушки из природного материала, да и вообще всякий ручной труд надо поощрять, помогать, ребенку овладеть навыком, но при этом надо учить его аккуратности. Если в младшем возрасте ребенок еще только овладевал навыками само- обслуживания и взрослые часто приходили ему на помощь, то на пятом году следует предъявлять более жесткие требования: на его просьбу помочь одеться взрослые не должны отзываться с той же готовностью, что и раньше. Большая требовательность должна предъявляться и к внешнему виду детей. Нужно воспитывать у ребенка потребность выглядеть опрятно, но делать это следует не в форме замечаний и упреков, а спокойно обратить внимание на то, что у него, например, расстегнута рубашка или развязался шнурок, и обязательно добиться, чтобы он исправил недостатки. Хотя труд по самообслуживанию в среднем дошкольном возрасте по-прежнему занимает основное место, все большее значение приобретает участие ребенка в бытовом труде семьи, направленном на удовлетворение не только потребностей самого ребенка, но и других ее членов. Этот переход от труда только для себя к труду для других является важнейшей задачей трудового воспитания ребенка пятого года жизни. Элементы труда для других были и у детей четвертого года жизни, когда они выполняли отдельные поручения взрослых: принести что-либо, убрать игрушки и т. п. В среднем возрасте давать подобные поручения детям не менее важно; многие из них становятся постоянными: полить цветы, покормить домашнее животное и др. Когда навыки выполнения того или иного дела становятся достаточно прочными, оно может стать как бы обязанностью ребенка. Конечно, при этом контроль и помощь взрослых необходимы. Появление у детей постоянных дел, за выполнение которых они несут в какой-то мере ответственность, дисциплинирует их, приучает к порядку. Удачное выполнение задания должно быть отмечено. Вообще нужно замечать желание ребенка помочь, быть полезным взрослому, следует хвалить его за хорошо выполненную работу. Однако нельзя возводить каждую маленькую услугу малыша чуть ли не в подвиг. Он может считать, что помощь, оказанная им родителям,— большая его заслуга, и будет каждый раз ждать похвалы. Оценивая труд детей, важно, прежде всего, отмечать затраченные ими усилия, старательность. Уже в дошкольном возрасте у детей развивают общественные мотивы труда. Поручая им какое-либо дело, разъясняют значение его для окружающих людей. Особую роль в этом возрасте начинает играть участие ребенка в труде совместно с взрослыми! В процессе ухода за домашними животными и растениями у детей воспитывают гуманные чувства, доброе, заботливое отношение к живым существам. Этот труд наглядно выступает для ребенка как жизненно необходимый, малыш видит его результаты. Уход за животными, общение с живыми забавными существами доставляет детям много радости. Однако самостоятельно ухаживать за кошкой, собакой, рыбами, птицами ребенок этого возраста еще не может. За животными ухаживают взрослые, а дети лишь помогают: наливают молоко кошке, воду собаке, птичке, дают корм рыбам. Дети среднего дошкольного возраста могут участвовать и в работах на огороде: поливать, рыхлить землю на грядках лопаткой, собирать ягоды, выдергивать редис, морковь. Особенно любят они помогать родителям во время приготовления пищи. Им можно поручить вымыть овощи, фрукты, вырезать печенье из раскатанного взрослым теста, лепить пирожки, пельмени, вытереть ложки, чашки. Хотя помощь эта условна, ребенку она представляется значительной, и он гордится своим участием в труде взрослых. Ребенок пятого года жизни начинает проявлять все больший интерес к тому, где и как трудятся люди. Он спрашивает родителей, где они работают, что делают на работе. Об этом следует рассказать просто и доступно. Детей этого возраста интересует техника, транспорт. Родители, отвечая на вопросы ребенка, привлекают его внимание к тому, как работает шофер, тракторист, машинист поезда, рассказывают, куда и зачем везут они людей, грузы. Весной и осенью следует показать детям труд людей в огороде, саду, парке. Отношение родителей к труду окружающих служит ребенку примером для подражания. Приобщая вашего ребенка к труду сейчас, Вы приучите ребенка к повседневному труду, вырастите помощника в будущем.
Спасибо вам, Людмила за такую полезную, познавательную консультацию. Подчеркнула для себя много интересной информации.
ОтветитьУдалить