Для родителей

    март 2023г 

       Консультация для родителей   «Что рассказать детям о космосе»

                                 Человечество не останется вечно на  земле,                                 

но, в погоне за светом и пространством,

сначала робко проникнет за пределы атмосферы,

 а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство.

                                           К. Циолковский 

Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас каждый день. Поэтому перед нами взрослыми стоит огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чём он спросит. Детские вопросы дают нам взрослым шанс освежить в памяти, то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей.

Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире.

Космос - это загадочный мир звезд, планет, и других объектов. Малыши с детства видят, что день сменяется ночью. На небе днем светит солнце, а ночью - луна. И небо усыпано множеством звезд. Рассказывайте своим детям о космосе, космонавтах, учите названия планет, рассматривайте звездное небо. Пусть ребенок растет любопытным, а вдруг он станет потом ученым или космонавтом, и вы будете им гордиться.

Что можно рассказать детям о космосе? Рассказываем детям о звездах. Посмотрите вечером на небо. Сколько красивых звездочек. Они нам кажутся маленькими, сверкающими точками. А на самом деле звезды - это огромные раскаленные газовые шары. Звезды бывают маленькие, большие и гигантские. Самые яркие звезды, которые можно увидеть на ночном небе, это - Сириус и Полярная звезда. Солнце - это тоже звезда, самая главная, хотя и не очень большая. От Солнца зависит жизнь на нашей планете. Расскажите детям, что звезды кажутся нам маленькими, потому что они от нас далеко. Можно взять для примера фонарик, зажечь его, поднести поближе к ребенку, а потом отойти. Свет от фонарика становится меньше. Так и звезды. Чем дальше от нас, тем кажутся меньше. Не поленитесь вечером выйти на улицу и полюбоваться звездами. Покажите ребенку некоторые созвездия, попробуйте вместе отыскать большую Медведицу. Если сравнивать нашу Землю с Солнцем, то можно показать детям на примере горошины и арбуза. Так примерно наша Земля выглядит по сравнению к Солнцу. Из-за Солнца днем мы не можем увидеть звезды. Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета.

Расскажите детям о луне. Дети всегда с интересом рассматривают Луну на небе. Она такая разная: то в виде серпика, то большая, круглая. Ребенку интересно будет узнать, что находится на Луне. Можно рассказать, что Луна покрыта воронками - кратерами, которые возникают из-за столкновений с астероидами. Если смотреть на Луну в бинокль или телескоп, можно увидеть неровности ее рельефа.                                                                                                                     Расскажите детям о планетах. Вокруг Солнца вращаются 9 планет, а также астероиды и кометы. Наша Земля среди других планет на 3 месте. Все планеты вращаются вокруг Солнца и все меньше Солнца. Самая большая планета Юпитер. А Сатурн очень интересная планета. У нее есть кольца огромных размеров. У комет есть длинный хвост, который состоит из пыли и газа. Иногда кометы можно увидеть. Мы все живем на планете Земля. Это единственная планета, где есть суша и вода. Земля из космоса кажется нам голубой. Как запомнить планеты солнечной системы? В этом поможет стишок:

По порядку все планеты назовёт любой из нас.

Раз — Меркурий, два — Венера,

Три — Земля, четыре — Марс.

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, за ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Дети должны знать историю российского праздника – 12 апреля «День Космонавтики». 

Дату первого полёта в космос, о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине, о героических покорителях космических просторов. Совсем скоро 12 апреля, мы будем отмечать День космонавтики. 12 апреля 1961 года впервые огромная ракета с первым космонавтом на борту – Юрием Гагариным вознеслась в небо. Давайте попробуем рассказать детям о космонавтах и космосе доступным и простым языком. Итак, первым космонавтом, который поднялся в небо – был Юрий Гагарин. И случилось это 12 апреля 1961 года. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики. А как же он улетел в космос? Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. Давайте покажем детям на простом примере, как летит ракета в космос.

Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы, и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Предложите ребенку вместе с вами выложить изображение ракеты из счетных палочек, спичек или геометрических фигур. Можно сделать ракету из бумаги, а потом подуть и запустить её.

Наверно, многие дети уже знают кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы. Только похожи они не на человечков, а на загадочные металлические машины, опутанные проводами и датчиками. Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть земли и доставить ее на Землю для исследования. Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю. А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане. Все ребята любят смотреть телевизор и болтать по телефону. А ведь это именно спутники передают наши телефонные разговоры и передачи телевидения. Как? Вы можете увидеть на крышах домов огромные тарелки - это антенны, которые принимаю сигналы со спутника и передают их в аппарат и в телевизор.

Для обогащения и расширения представлений и знаний о космосе рекомендуем прочитать детямП. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», Б. Бороздин «Первый в космосе», В. Кащенко «Найди созвездия», К. Булычев «Тайна третей планеты», Н. Носов «Незнайка на луне» (главы из сказки).

Для обогащения лексико-грамматического строя речи советуем поиграть в игру: «Доскажи словечко».

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете).

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля).

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп).

Посчитать совсем не просто

Ночью в тёмном небе звёзды.

Знает все наперечёт

Звёзды в небе … (звездочёт).

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин).

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснёт … (луна).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски … (космонавт).

Тема космоса содержит массу идей для рисунков, поделок. Можно рисовать, лепить космонавтов, инопланетян, Луну. Придумывать новые названия звездам и планетам, в общем, проявляйте фантазию, тема космоса безгранична и интересна детям.

Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнётся.

Воспитатель: Дубняк Л. Г.

февраль 2023г           

                  Консультация для родителей  «Хрустальное чудо».

    Чуть начинает припекать мартовское солнышко, с крыш свешиваются сосульки. Предложите малышу отгадать загадку:

Растет она вниз головой.

Не летом растет, а зимой.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.

Если он не сможет сразу найти ответ, предложите отправиться искать отгадку во двор. Найдите невысокий сарай, гараж или беседку и внимательно рассмотрите сосульки. Действительно, растет вниз головой и не летом, а зимой! Предложите малышу потрогать их ручкой без рукавички, подержать в ладошке, попытаться угадать, из чего они сделаны. Правильно, изо льда! Но откуда же взялась эта красота? Загляните на крышу и посмотрите, что там лежит. Конечно же снег! Может , сосульки получаются из него? Но как? Понаблюдайте, что происходит здесь утром, днем и вечером. Пусть малыш сам заметит, что утром, пока холодно, сосульки твердые, часто даже покрыты инеем. Днем, когда пригревает солнышко, снег подтаивает, и с крыши начинают стекать капельки воды. К вечеру снова холодает, вода постепенно остывает и замерзает на сосульках. Можно выбрать «знакомую» сосульку, и измерять ее каждый день утром и вечером, наблюдая, как она растет. Посмотрите, равномерно ли распределены сосульки вокруг крыши.  Нет! С одной стороны их заметно больше, и они толще, крупнее. Интересно, почему? Внимательно понаблюдайте за своим домиком. Возможно, малыш скоро догадается (или вы ему поможете в этом), что сосулек больше с той стороны, где сильнее припекает солнышко, с южной. Если у вас есть компас и малыш умеет им пользоваться, предложите проверить это. Детям постарше можно предложить при помощи обычного заоконного термометра измерить температуру около сосулек в разное время суток, с разных сторон здания и т.д. Попробуйте установить, при какой температуре начинает подтаивает лед по утрам и замерзать вода по вечерам.


январь 2023
ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СНА РЕБЕНКА 

(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

         Правильная организация сна - одна из важнейших  задач физического воспитания маленьких детей. Ложиться спать и вставать дети должны всегда в одно и тоже время. Это обязательное условие воспитания здорового ребенка. 

      На дневной сон 3х -4х-летнего ребенка отводится 2 часа. Надо поддерживать у ребенка привычку спать днем, которую он приобрел в раннем возрасте. Нельзя пропустить хотя бы 2-3 раза установленное для сна время. Даже после короткого перерыва ребенок может утратить привычку ежедневно спать днем.

    Если в семье установлено точное время для сна, детей не приходится долго уговаривать; после напоминания они начинают умываться, раздеваться и ложиться в постель. От взрослых, в таких случаях, требуется только наблюдение за тем, чтобы ребенок проделал все тщательно.

        Встречаются семьи, где матери (бабушки), уступая капризам ребенка не отходят от него, пока он не заснет: покачивают или гладят его. Это воспитывает у детей ненужную изнеженность, осложняет жизнь семьи.

    Спать ребенку следует на отдельной постели. Содержать ее необходимо в образцовой чистоте, часто проветривать, встряхивать. Комната перед сном должна  хорошо проветриваться. Нельзя разрешать взрослым в ней курить. Резкий свет, радио, громкие голоса, смех - все это может нарушить спокойный сон ребенка, что отразится на его настроении, самочувствии.

                                 

февраль 2022г

Памятка для родителей

"Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию"

 

1.Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

      2.Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

      3.Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

      4.Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей "неуспешности" приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

      5.Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

       6.Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предмета ми и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

      7.Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

       8.С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

       9.Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

                             Удачи Вам и вашему ребенку!



март 2021

 Памятка для родителей по развитию связной  речи ребенка

Под связой речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений) обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Основная функция связной речи - коммуникативная.

Формы речевого общения - диалог и монолог.

Диалог - первичная естественная форма языкового общения.

Монологическая речь - это связное, логическое последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию собеседника.

Типы монологов

-Описание - характеристика предмета в статике.

- Повествование - связный рассказ, о каких либо событиях.

-Рассуждение - логическое изложение материала в форме доказательств.

-Пересказ - осмысленное воспроизведение литературного образа в устной речи.

 -Рассказ - самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

Развитие связной речи ребенка

1. Обогащение знаний детей об окружающей действительности: наблюдение за транспортом, природой, птицами, растениями и т.п.; рассматривание картинок, открыток, иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений.

2. Постоянное общение с ребенком: задавать различные вопросы, учить ребенка на них отвечать, задавать вопросы взрослым.

3. Использовать для чтения произведения соответствующие возрасту и развитию ребенка: народные сказки: «Колобок», «Курочка ряба» «Теремок», «Репка», «Три медведя» и т.п.

4. Чаще стараться играть с детьми в дидактические игры для развития речи соответствующие возрасту: «Чудесный мешочек», «Кого не стало», «Посмотри и назови» и т.д..

                                        

  январь 2021год

                Как научить ребенка слушать и слышать?

 Как часто родители дошколят и младших школьников жалуются, что ребенок его не слышит. -Приходится сто раз повторить, и то не всегда сделает, - сетует мама первоклассника. – И в школе учитель жалуется, что приходится несколько раз повторить, чтобы он что-то сделал. Ума не приложу, что делать?

Знакомы вам такие слова? Наверняка, вы тоже слышали такие фразы, а возможно, и сами так говорили. Так как же научить  ребенка  слушать и слышать?

Оказывается, умению слышать тоже надо учить. И  это обучение начинается задолго до школы, дома и оно совсем не похоже на любое другое обучение.  И не удивительно, ведь этот навык формируется в простом общении ребенка с родными.  Не стоит забывать, что мир ребенка – особенный, и чтобы повлиять на малыша, надо знать правила  и законы этого маленького мира.

Вот несколько правил, которые необходимо учитывать, чтобы научить ребенка слышать то, что ему говорят. Сразу уточню, речь идет  о таком слышанье, когда ребенок понимает, что от него хотят и ДЕЛАЕТ это. Ведь вся трудность состоит не в том, что ребенок не слышит, а в том, что он не принимает наши слова, как инструкцию к действию и, соответственно, не выполняет.

Правило 1.

Детям доступно только одноканальное внимание. Малыш может воспринимать только одну задачу.  Давая указание ребенку, обратите его внимание на себя, присядьте перед ним и скажите слова, глядя в глаза. Очень полезно  попросить повторить ваши слова вслух.

Правило 2.

Вам когда-нибудь доводилось видеть малыша, который сидит в прихожей с горой одежды и не одевается?  Знаете, почему? Часто он просто не знает,  в каком порядке одевать одежду.  Поэтому мы даем ребенку простые инструкции последовательно. Сделал первое действие,  говорим второе.  Любое сложное действие можно разбить на несколько простых и давать ребенку пошаговые  инструкции.

Правило 3.

Нам очень хочется  иногда прочитать  ребенку целую лекцию о поведении, но надо ли? Ребенок может усвоить только короткую и четкую информацию. Если мы  читаем ребенку длинную нотацию, объясняя, как плохо он поступил, когда забрал лопатку у брата, то вряд ли малыш что-то поймет из вашей речи.  Любое объяснение должно быть коротким и четким.  Иногда лучше просто переключить внимание ребенка на что-то другое и проблема будет решена.

Правило 4.

Дети очень плохо различают тон нашего голоса. Это было обнаружено в результате исследований в  лаборатории  в НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН, в процессе исследования мозга первоклассников.  Исследования показали, что «дети, только пришедшие в школу, тона не различают».  Получается, что дети дошкольного возраста хорошо воспринимают мимику и эмоции, но очень плохо – тон голоса говорящего. Это тоже стоит учесть и больше использовать эмоции и мимику в общении с ребенком.

Правило 5.

Это правило касается не только малышей, оно касается абсолютно всех. Как любят родители наставлять ребенка: «Не лезь на горку!»,  «Не подходи к луже»,  «Не балуйся в школе!»    Давая такие инструкции, мы часто не  осознаем, что ребенок получает от нас инструкцию наоборот.  Все дело в том, что наш мозг частицу НЕ  не воспринимает.  И любую инструкцию, сказанную с частицей НЕ, мозг принимает, как инструкцию к действию.  Поэтому не стоит ругать ребенка, если он услышав вашу фразу «Не лезь в воду», сразу же   начнет плюхаться в луже. Вы же сами так сказали!

Если вы будете соблюдать эти правила, общаясь со своим ребенком, то  ребенок научится слушать и слышать  вас с первого слова. А значит, вы избежите многих проблем в школе и с поведением, и с учебой. 


КАК  ПОМОЧЬ БУДУЩЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКОМ ПИСЬМА.


     Первая буква, первое слово… Как  много усилий порой затрачивает ребенок, а в тетради появляются лишь каракули. 
Малыш расстроен, родители недоумевают: «В чем же дело? Ребенок так старается». Причина в недостаточно развитой ручной ловкости    Ребенок с плохой координацией движений рук хуже рисует, лепит, конструирует, возникают трудности на занятиях физкультурой. Поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще в детском саду.  Степень развития ручной ловкости у детей  5-7- летнего  возраста можно определить по количеству бросков мяча диаметром 10 сантиметров о стену с расстояния 1 метр. Если за 30 секунд ребенок бросил и поймал мяч больше24 раз – координация движений его рук хорошая, 24-19 раз – удовлетворительная, меньше 19 – плохая.  
         Совершенствовать  координацию движений рук можно различными способами и технологиями: пальчиковая гимнастика, физминутки, самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью и ручным трудом; помогают специальные  физические  упражнения, которые нужно выполнять ежедневно. При этом важно помнить, что у детей с низким уровнем ручной ловкости, как правило, плохо развита общая координация и быстрота движений. Таким детям очень полезны игры и упражнения с мячом.  Научите ребенка перекладывать, а затем и перебрасывать мяч из руки в руку; подбрасывать мяч на разную высоту и ловить его двумя и одной рукой; ловить мяч после дополнительных движений (хлопка в ладоши перед собой, за спиной, поворота на 360 , приседания).  Время от времени проверяйте, насколько эффективны занятия. Сделать это можно с помощью простых контрольных упражнений: 
1.Ударить мяч о пол и ловить его после отскока сначала хватом снизу, затем сверху.                                                                                                               
2.Ударить мяч о пол, стоя на месте, а затем передвигаясь в разных направлениях. Ловить поочередно каждой рукой  отдельно, потом обеими руками.                        3.Бросать мяч о стену с расстояния 1,5 -2 метра и ловить его двумя, а затем одной рукой. Темп бросков постепенно ускорять.                                                        4.Метать в цель, расположенную на высоте 1 метр, 1,5 метра, 2 метра, мячи разного диаметра попеременно то левой, то правой рукой.По  мере совершенствования ручной ловкости ваш ребенок будет легче справляться с этими контрольными упражнениями. Возрастет темп их выполнения, а также количество повторений каждого упражнения.Всячески поощряйте детей к играм с мячом, а при первой возможности играйте вместе с детьми в мяч.                                                 Упражнения для развития ручной ловкости.
1.И. п.- стоя или сидя, руки вытянуты перед грудью, пальцы разведены. Сильно сжать пальцы в кулаки, задержаться в этом положении на 2-3 секунды, затем разжать, расслабить кисти и встряхнуть ими. Повторить 4-6 раз.
2. И. п.- стоя или сидя, руки вытянуты перед грудью, пальцы правой руки сжаты в кулак. Разжать пальцы правой руки и одновременно сжать в кулак пальцы левой руки, вернуться в и.п. Повторить 20 и более раз, постепенно убыстряя темп
3. И.п.- стоя или сидя, ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы. Повторить 20 -30 раз.
4. И. п. –сидя, руки с разведенными пальцами лежат на ровной горизонталь- ной поверхности. В течение 30 -60 секунд поочередно постукивать по опоре пальцами то одной, то другой руки; то обеих рук сразу.
5. И. п. – сидя или стоя, руки согнуты перед собой. Касаться большим пальцем поочередно указательного, среднего, безымянного, мизинца. Темп  выполнения и сила надавливания постепенно возрастают. Повторить 15 – 20 раз.
6. И. п.- сидя или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены. Сгибать и разги-бать  кисти в лучезапястных суставах. Повторить  10 -20 раз.
7. И. п. – как в упражнении 1. Развернуть ладони наружу, вернуться в и.п. Повторить 15 – 20 раз.
8. И. п.- стоя или сидя, руки, согнутые в локтях, в стороны, расслабленные кисти свободно опущены. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти. Повторить 15 – 20 раз.
9. И.п. – стоя или сидя, руки, согнутые в локтях, перед грудью ладонями  кверху. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти. Повторить  15 – 20 раз.


                                                                                      ДУБНЯК Л.Г., воспитатель

                                                                       МБДОУ МО «Детский сад № 213»,
                                                                                        г. Краснодар.














Комментариев нет:

Отправить комментарий